Отношения Лены Бессольцевой с одноклассниками в повести "Чучело" Владимира Железникова развиваются сложно и трагично. С самого начала Лена оказывается в сложной ситуации, так как она новенькая в классе и сразу привлекает к себе внимание своим необычным поведением и эксцентричностью.
Лена стремится наладить отношения с одноклассниками, но сталкивается с враждебностью и непониманием. Она отличается от других детей своей искренностью, открытостью и добротой, что воспринимается как странность и вызывает негативную реакцию. Её честность и стремление к справедливости становятся причинами её конфликтов с другими учащимися.
Ключевым событием, которое становится решающим для отношений Лены с одноклассниками, является история с доносом. Лена берёт на себя вину за донос, который на самом деле сделал другой ученик — Димка Сомов. Она делает это, чтобы защитить Димку, в которого влюблена. Однако её самопожертвование не оценивается по достоинству: одноклассники начинают её презирать и преследовать, считая предателем.
Переломным, кульминационным эпизодом становится сцена, когда одноклассники сжигают чучело, символизирующее Лену. Этот акт жестокости и агрессии становится кульминацией их враждебного отношения к ней. Лена становится объектом травли и насмешек, её изолируют и оскорбляют.
Школьные учителя в повести показаны как люди, отстранённые от реальных проблем учеников. Они заняты выполнением своих профессиональных обязанностей и не замечают или предпочитают не замечать, что происходит в классе. Учителя не вмешиваются в конфликты между детьми, что позволяет травле Лены продолжаться и набирать обороты. Возможно, они не понимают всей серьёзности ситуации или не считают нужным вмешиваться в межличностные отношения учеников.
Таким образом, повесть "Чучело" показывает трудности, с которыми сталкивается человек, идущий против толпы, и безразличие взрослых, которое может усилить страдания и изоляцию ребёнка.