Госпожа Простакова, один из центральных персонажей комедии Дениса Фонвизина "Недоросль", является типичным представителем дворянской среды того времени, склонной к злоупотреблению своим положением и невежеству. Её отношение к различным членам семьи и окружающим персонажам хорошо иллюстрирует её характер и мировоззрение.
К мужу, Простакову: Госпожа Простакова часто проявляет пренебрежение и неуважение к своему мужу. Она доминирует в семье, принимает решения без его участия и открыто высмеивает его, что подчеркивает её деспотичный и эгоистичный характер.
К сыну, Митрофанушке: Её отношение к сыну Митрофанушке крайне показательно. Госпожа Простакова безмерно балует его, не требует учиться и развиваться, воспитывая из него ленивого и невежественного человека. Она слепо верит в его исключительность и таланты, которых на самом деле нет, и рассматривает его как продолжение своего рода, который должен достойно жениться и продолжить семейные традиции.
К брату: В комедии у госпожи Простаковой также есть брат Скотинин, который по характеру и поведению очень похож на неё. Она относится к нему с уважением и даже некоторым восхищением, особенно ценя его умение "обращаться с крепостными". Это отношение подчеркивает её собственные крестьянские корни и равнодушие к вопросам морали и гуманности.
К Софье: Софья, воспитанница её мужа, является полной противоположностью Митрофанушке. Она образована, интеллигентна и добросердечна. Госпожа Простакова относится к Софье с завистью и недоверием, видя в ней угрозу своим планам на счет замужества Митрофана. Простакова стремится выдать Софью замуж за своего недалекого сына, чтобы закрепить социальное положение семьи.
Через эти взаимоотношения Фонвизин рисует портрет женщины, которая своим поведением и взглядами демонстрирует недостатки и пороки своего класса, подчеркивая тем самым критическую позицию автора по отношению к сословной этике и воспитанию.