В первой главе "Детства" Льва Толстого отношение Николеньки к Карлу Иванычу претерпевает значительные изменения. Вначале Николенька воспринимает Карла Иваныча с некоторой враждебностью и неприязнью. Это можно объяснить тем, что Карл Иваныч является его учителем и в некоторой степени символом дисциплины и ограничений, которые накладываются на детскую свободу. Для Николеньки, как и для многих детей, учитель ассоциируется с необходимостью учиться и подчиняться, что нередко вызывает негативные эмоции.
Однако, по мере развития главы, отношение Николеньки к Карлу Иванычу начинает меняться. Он начинает замечать человеческие качества в своём учителе. Карл Иваныч проявляет заботу и внимание к детям, что становится особенно очевидно, когда он рассказывает истории и показывает свою мягкость и доброту. Николенька начинает понимать, что за строгим обликом Карла Иваныча скрывается человек с сердцем, который искренне заботится о своих воспитанниках.
Постепенно неприязнь и враждебность сменяются уважением и привязанностью. Николенька осознает, что Карл Иваныч не просто строгий учитель, а человек, заслуживающий уважения и благодарности. Этот процесс изменения отношения к Карлу Иванычу отражает более глубокий процесс взросления Николеньки, его умение видеть и ценить внутренние качества людей, а не судить по внешним проявлениям и ролям, которые они играют в его жизни.