В поэме Михаила Лермонтова "Песня про купца Калашникова" отношения между Алёной Дмитриевной, Кирибеевичем и Калашниковым являются центральной темой, вокруг которой разворачивается основной конфликт. Каждое из этих персонажей проявляет свою любовь по-своему, и это чувство приводит к важным и драматическим поступкам.
Кирибеевич
Кирибеевич, как один из опричников царя Ивана Грозного, демонстрирует свою любовь к Алёне Дмитриевне через страсть и желание завоевать её сердце, несмотря на то, что она уже замужем. Его чувства к ней не останавливаются перед препятствиями, и он идёт на рискованные поступки, проявляя настойчивость и даже дерзость. В поэме он позволяет себе вольности по отношению к Алёне Дмитриевне, что в конечном итоге приводит к конфликту с её мужем, купцом Калашниковым. Его любовь эгоистична и не учитывает желания самой Алёны Дмитриевны, она становится причиной его падения.
Калашников
Калашников, в отличие от Кирибеевича, демонстрирует свою любовь через защиту чести и достоинства своей жены. Узнав о домогательствах Кирибеевича, он чувствует обязанность защитить честь своей семьи. Для Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне проявляется в готовности пойти на самопожертвование ради её защиты. Он бросает вызов Кирибеевичу на кулачный бой, понимая, что это может привести к его собственной гибели, но для него важнее сохранить честь своей семьи. В этом поступке выражается не только любовь, но и глубокое чувство долга и ответственности.
Алёна Дмитриевна
Хотя Алёна Дмитриевна сама не совершает героических поступков, её роль в поэме важна. Она становится объектом любви и страсти двух мужчин, и именно её образ формирует сюжетный конфликт. Её переживания и страдания подталкивают Калашникова к действиям, которые становятся катализатором трагических событий. Её любовь к мужу проявляется в верности и поддержке, и она становится символом чести, которую Калашников стремится защитить.
Таким образом, любовь в этой поэме является мощной движущей силой, которая приводит к драматическим событиям. Она проявляется в различных формах — от эгоистичной страсти до самоотверженной защиты чести — и подталкивает персонажей к решительным и судьбоносным поступкам.