В пьесе Александра Пушкина "Моцарт и Сальери" Антонио Сальери, будучи завистливым и тщеславным композитором, оправдывает свое преступление против Моцарта через ряд доводов, которые в конечном счете оказываются несостоятельными.
Оправдания Сальери
Зависть к таланту Моцарта: Сальери видит в Моцарте воплощение гениальности, которую он сам, несмотря на все свои усилия и труд, не может достичь. Сальери считает, что судьба несправедлива, наделив Моцарта таким даром, который, по его мнению, тот недостоин. Сальери убежден, что Моцарт не осознает всей глубины своего таланта и относится к нему легкомысленно.
Чувство несправедливости: Сальери считает, что он, трудолюбивый и преданный музыке человек, заслуживает большего признания, чем Моцарт, который, по его мнению, тратит свой талант впустую. Он воспринимает уничтожение Моцарта как способ восстановить справедливость в мире, где гений не ценится по достоинству.
Желание оставить след в истории: Сальери также движим желанием быть признанным как великий композитор. Он видит в устранении Моцарта возможность избавиться от конкуренции и, возможно, самому занять его место в истории музыки.
Почему нельзя принять доводы Сальери
Эгоизм и тщеславие: Доводы Сальери основаны на его собственных завистливых и эгоистичных мотивах. Он ставит свои амбиции выше человеческой жизни и таланта другого человека, что делает его доводы аморальными.
Отрицание истинной ценности гения: Сальери не способен признать, что гений не обязан следовать его собственным представлениям о том, как следует жить и творить. Моцарт, хоть и кажется легкомысленным, тем не менее создает музыку, которая пережила века.
Неспособность принять разнообразие талантов: Сальери не понимает, что в мире есть место для разных подходов к искусству и что талант Моцарта не умаляет его собственного вклада в музыку.
Выводы Сальери
В конце пьесы Сальери приходит к осознанию того, что его злодейство не принесло ему удовлетворения или покоя. Он доказал лишь свою слабость перед лицом гениальности, которую не смог ни понять, ни принять. Сальери остается с чувством пустоты и осознанием тщетности своих действий. Он приходит к выводу, что его месть была бессмысленной, поскольку она не уничтожила гений Моцарта, который продолжает жить в его музыке.
Таким образом, Сальери, совершая злодейство, не достиг ничего, кроме морального падения и внутреннего разочарования. Его попытка оправдать свои действия только подчеркивает трагичность его зависти и непримиримости с собственными ограничениями.