Поэма "Медный всадник" Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1833 году, является одним из важнейших произведений русской литературы и демонстрирует широкий спектр чувств и эмоций, которые пронизывают весь текст.
1. Любовь к Петербургу и гордость за его величие:
Пушкин начинает поэму с описания основания Санкт-Петербурга Петром I, выражая восхищение и гордость за величие и красоту города. В первых строках поэмы чувствуется восторг перед грандиозным замыслом Петра и его дерзновенной реализацией. Петербург предстает как символ мощи и прогресса России.
2. Тревога и предчувствие беды:
Наряду с восхищением величием города, Пушкин выражает тревогу и предчувствие беды. Природа, реки и стихии, которые окружают Петербург, кажутся угрожающими. Вода, которая несет в себе разрушительную силу, становится символом неукротимой мощи природы, способной уничтожить человеческие творения.
3. Сочувствие к простым людям:
Вторая часть поэмы посвящена трагической судьбе "маленького человека" Евгения, чья жизнь рушится после наводнения. Пушкин проявляет глубокое сочувствие к Евгению, показывая его страдания и безысходность. Эта часть поэмы пронизана чувством сострадания к простым людям, которые становятся жертвами обстоятельств и сил, неподвластных им.
4. Гнев и протест:
Чувство гнева и протеста ярко проявляется в эпизоде, когда Евгений, потерявший все, обращается к памятнику Петру Великому. В его эмоциональном всплеске чувствуется обвинение в адрес власти и несправедливости. Евгений воплощает в себе протест против бездушной силы, символом которой становится Медный всадник.
5. Осознание неизбежности судьбы:
В конце поэмы, когда Евгений погибает, Пушкин передает чувство неизбежности судьбы, против которой человек бессилен. Медный всадник, олицетворяющий мощь государства и его неумолимую силу, остается стоять на своем месте, символизируя незыблемость и непоколебимость власти.
Таким образом, "Медный всадник" пронизан множеством чувств и эмоций: от восхищения и гордости до тревоги, сочувствия, гнева и осознания неизбежности судьбы. Эти чувства делают поэму многослойной и глубокой, отражающей сложные отношения между человеком и государством, природой и судьбой.