В рассказе Валентина Распутина "Уроки французского" главный герой, мальчик из бедной семьи, сталкивается с несколькими ситуациями, в которых ему приходится делать важные выборы. Эти выборы раскрывают его характер и внутренние ценности.
Выбор между честью и выживанием: Мальчик приезжает в город из деревни, чтобы учиться в школе, но сталкивается с трудностями в виде недоедания. Он вынужден выбирать между моральными принципами и физическим выживанием, когда начинает играть на деньги в "чику", чтобы заработать на еду. Хотя игра на деньги противоречит его воспитанию и нравственным принципам, он вынужден это делать из-за тяжелых обстоятельств. Этот выбор показывает его отчаянное положение и готовность идти на риск ради выживания, но также вызывает внутренний конфликт, так как он понимает, что поступает неправильно.
Отношение к помощи учительницы: Учительница Лидия Михайловна, понимая, в каком трудном положении находится мальчик, пытается ему помочь, предлагая дополнительные уроки французского с угощениями. Мальчик сначала принимает эту помощь, но затем испытывает стыд и неловкость из-за осознания своего положения. Он решает отказаться от уроков, чтобы не чувствовать себя униженным и сохранить достоинство. Этот выбор демонстрирует его гордость, стремление к независимости и нежелание быть обузой.
Противостояние несправедливости: В конце рассказа мальчик сталкивается с несправедливостью, когда узнает, что учительницу уволили из-за его ситуации. Он чувствует вину и ответственность за случившееся. Несмотря на это, мальчик осознает, что Лидия Михайловна поступила благородно и по-доброму, пытаясь ему помочь. Этот момент характеризует его как человека, способного к глубокому пониманию и признательности, у которого есть чувство справедливости и желание исправить ситуацию.
Таким образом, выборы, которые делает мальчик, раскрывают его как сложного и многослойного персонажа. Он борется за выживание в трудных условиях, но при этом старается сохранить моральные принципы и достоинство. Его поступки показывают внутреннюю силу, гордость и способность к состраданию.