В "Сонете 130" Уильяма Шекспира поэт использует различные литературные приемы, чтобы создать ироничный портрет своей возлюбленной, противопоставив его традиционным идеализированным образам красоты, распространенным в поэзии его времени. Рассмотрим основные приемы, такие как метафоры, эпитеты и сравнения.
Сравнения
Сонет 130 насыщен сравнениями, которые намеренно отказываются от привычных идеалов красоты:
"Ее глаза на солнце не похожи" - Здесь Шекспир сразу же отвергает стандартное сравнение глаз возлюбленной с солнцем, которое было популярно среди поэтов того времени.
"Кораллы гораздо краснее, чем губы ее" - Поэт заявляет, что губы его дамы не столь красные, как кораллы, что контрастирует с традицией воспевания ярко-красных губ.
"Если снег бел, то грудь ее смугла" - Сравнение с белизной снега подчеркивает, что кожа его возлюбленной не идеальна.
"Ее волосы - с проволоку черны" - Здесь волосы сравниваются с черной проволокой, что опять же идет вразрез с традиционными описаниями шелковистых волос.
"Роза алого, белого оттенка не встретишь на щеках ее" - Используя сравнение с розами, Шекспир снова подчеркивает, что щеки его дамы не отличаются розовым румянцем.
"И в запахах таких духов изысканных, как у моей любимой, нет" - Здесь поэт говорит, что его возлюбленная не обладает ароматом, который можно сравнить с изысканными духами.
Эпитеты
Сонет не столь богат эпитетами, как другие произведения, так как его цель — деконструкция идеализированных образов, а не украшение описаний. Однако некоторые эпитеты все же присутствуют в тексте, подчеркивая естественность и простоту:
- "Черна проволока" - Эпитет "черна" используется для описания цвета волос.
Метафоры
Хотя метафоры в "Сонете 130" не столь явные, как сравнения, они все же присутствуют в подтексте и смысле:
Деконструкция стандартов - Весь сонет можно рассматривать как метафору честной и трезвой любви, противопоставленной идеализированным образам, где истинная красота заключается в реальности, а не в иллюзии.
Образ возлюбленной как противоположности идеала - Возлюбленная Шекспира становится метафорой истинной, подлинной любви, которая не нуждается в украшениях и преувеличениях.
Таким образом, Шекспир в этом сонете использует литературные приемы для создания портрета, который, несмотря на отсутствие традиционных комплиментов, выражает искреннюю и глубокую привязанность.